И при Луне нет мне покоя...
Вторая запись из цикла "О людях и играх". Всего их пока три с половиной, думаю, что скоро станет больще:)

Об играх: сетевые и онлайн-игры.
В мире снов.
Онлайн-игры – как до них сетевые игры – увлекательное, затягивающие виртуальное действо. Без преувеличения можно утверждать, что онлайн-игры – это отдельно текущая своя жизнь, соприкасающаяся с нашим миром, но в целом отдельная и самостоятельная. В данной статье мне бы хотелось рассмотреть почему и как люди приходят в онлайн-игры, что в них есть положительного и отрицательного, и как вообще стоит относится к данному явлению.
Причина
Не виноватая я, он сам пришел.
х/ф «Бриллиантовая рука»
Есть многое в нашем мире, чтобы нам хотелось попробовать. Сколько бы пафоса не было в последних «произведениях искусства» на тему «освобождения менеджера среднего звена от работозависимости и преображения в романтического супермена», в чем-то они действительно правы. Работа – дом, дом – работа. Кружка пива вечером, любимая жена/девушка/кошка (нужное подчеркнуть). Ужин по расписанию. И тока мысли о том, что жизнь какая-то неправильная. Что надо что-то менять. Что надо куда-то двигаться. «Трэба падняцца і цяжка стаяць», как пел Лявон Вольский.
Однако человек суть существо ленивое телом – проявление физической активности для него во многом сложная, муторная, и иногда даже непосильная задача. Тем более 8ми часовой рабочий день – чем бы ты не занимался – во многом из-за несовершенных условий труда все равно оставляет физическую усталость. Однако наш пытливый разум всегда жаждет чем-нибудь заморочиться (ну у тех у кого он есть, разумеется). Выход из этого парадокса нам дают компьютерные игры – физически двигается наш альтер эго/армия/кубики/автомобиль – а разум решает вполне реальные задачи, созданные виртуальным пространством.
У детей даже все проще – им не надо задумываться, почему они играют (также, как не надо делать этого взрослым). Дети играют – потому что они дети. Никто не спрашивает ребенка, почему он катает по полу машинку или бегает с друзьями в футбол на улице. Но вопросы «почему ты столько сидишь за компьютером» почему-то возникают постоянно.
Но вернемся к онлайн играм…
Онлайн против оффлайна.
Я всего лишь кремневый болван, а ты человек из плоти и крови.
Компьютерный противник, потерпевший поражение в одной из стратегий
Вы играли в мячик со стеной? Наверняка играли. Достаточно увлекательное занятие, если рядом нет того, с кем можно было бы поиграть в волейбол или футбол. Аналогия грубая – компьютер гораздо умнее стены – но, все же, взять вверх над кремневым болваном – это одно, а одолеть человека – совершенно другое. Поэтому сетевые режимы в играх стали очень популярны – в человеческой природе заложен дух соревновательности. Соревноваться во всем – от одежды и финансового положения до банальной физической силы (в случае мужчин) или красоты (в большинстве своем у женщин). Теперь вернемся к нашему первому положению – человек ленив, и совершать физические упражнения для него нынче задача часто непосильная. Также, в наш век торжествующего разума многие считают бег наперегонки недостаточно интеллектуальным занятием для таких светил разума, как они. И вот соревновательность переводится на компьютерную арену.
Баталии один на один, перестрелки на командном уровне – победы и поражения, эмоции, которых ты лишен в реальности – но которые ты можешь переживать в компьютерной игре с живыми людьми. Расскажи кому-нибудь, что ты сегодня разгромил инопланетных захватчиков – он пожмет плечами – это может каждый. А вот если этими захватчиками управлял именно он, или в альянсе с тобой их уничтожал – обсуждение станет гораздо более красочным, долгим, захватывающим.
А теперь отдаем всем этим людям – которые так захватывающе переживают свои виртуальные победы и поражения на откуп целый мир, объединяем их по расо-клановому признаку. И получаем онлайн игру – мир, где люди сражаются с людьми постоянно, на уровне экономики, политики, на виртуально-физичкеском уровне. Вот такой вот привлекательный мир.
Повод
Ты помнишь, как все начиналось?
Все было впервые и вновь…
Группа «Машина Времени»
Но все это лирика. Для того чтобы начать играть в онлайн игру нужен повод. Поводом может стать – друг или компания друзей, играющих в онлайн, возлюбленный/возлюбленная, покоряющие просторы виртуального мира, прочтения статей в газете или простой интерес. Причем первые два варианта – наиболее часты, что делает онлайн-игры схожими с вирусной инфекцией, или наркотической или алкогольной зависимостью. Нашего испытуемого «подсадили» на онлайн игры сокурсники – которые в течение полугода ходили и весело обсуждали как «я его в стан поставил» и тому подобное. И стойкая приверженность оффлайну и дорогой интернет отступили под натиском «ну попробуй, это круто».
Обычно с подобным предложением поставляется сразу клиент игры, начальные средства к существованию и ЦУ, без которых начинать очень сложно. В ЦУ обычно включены все познания друзей о онлайн игре – часто неполные и почти всегда в будущем опровергаемые – но базово необходимые.
Первое впечатление от онлайн игры – если вы сели играть в онлайн игру в первый раз – обычно состояние непонятного восторга. «И это тоже человек побежал? Круто!». Ощущение полной свободы действий, без ограничивающих скриптов, как в обычных играх ну и т.д. Многое непонятно, многое странно, другие игроки обычно грубы. Но где-то в этом мире с Вами есть ваши друзья, которые не дадут пропасть, и представляются всесильными и… и… всегда готовыми придти на помощь.
Радости и горести игрового мира.
Куда ты идешь столько лет,
Дорогой ненужных побед…
С. Маврин «Пока Боги спят»

Как в старых анекдотах – «с какой новости начать?». Наверное, все же стоит начать с позитива. Вопреки распространенному мнению, которое затрагивает также и игроков (в немалых, к сожалению, количествах), онлайн-игры все же приносят пользу. Нет, я не спорю – можно даже физическими упражнениями заниматься, что потом возникнет вопрос «а зачем я это делал, ведь это ничего мне не дало». Но в нашем случае мы будем говорить о потенциальных возможностях игр, а не о том, что из них выносят игроки.
Итак, первое что можно подчерпнуть – это общение. В иных мирах вы можете познакомится с людьми, с которыми никогда не смогли бы познакомиться в реальной жизни. И не только из-за огромного расстояния. Возрастные, профессиональные, социальные различия. В онлайне они играют ровно такую роль, какую вы им позволяете играть. Интересное общение на игровые темы может, при желании, перерасти в общение на внеигровые темы. Знакомства, контакты – все зависит лишь от умения и желания общаться. Причем общение в сети облегчается отсутствием личного «зрительного» контакта. Нету возрастного барьера. Нету ограничений. Общение настолько свободно, насколько можно себе позволить – и это открывает неограниченные позитивные возможности.
Второе – моделирование социальных ситуаций, приятние на себя различных ролей, которые вам по каким либо причинам недоступны в жизни. Речь не о роли мага, лекаря, воина и т.д. Смотрим шире – роль лидера и руководителя среднего звена, роли тактика и стратега, роль дипломата – все это можно попробовать «примерить» на себя. Также как роли героя и негодяя, защитника слабых и убийцы невинных – и это, заметьте, без физического ущерба для здоровья окружающих.
Также онлайн среда является огромным непочатым полем для психологических и социальных исследований. Поведение людей в мнимых критических ситуациях, их действия в социальной среде, отличной от привычной и т.д. – все это является неоценимым опытом, который можно приобрести – безболезненно для себя – только в онлайн-играх и социальной среде.
Отдельный разговор о профессиональных игроках в сетевые игры – такие люди, по моему скромному мнению, должны быть давно приравнены к спортсменам-профессионалам. Только если спортсмены развивают свое тело, о киберспортсмены оттачивают реакцию и мышление. Ведь ни у кого не возникает сомнения в пользе футбола. Почему тогда на профессионалов-контр-страйкеров по прежнему многие продолжают смотреть косо?
Это далеко не полный список того, что можно получить играя в онлайн-игры. И кстати, я забыл о самом главном – играя вы получаете удовольствие, во многом уникальное удовольствие.
Негатива, в свою очередь, в онлайне тоже хватает.
Во-первых, любая игра кушает ваше время. Онлайн-игры кушают очень много вашего времени. На самом деле, чтобы серьезно (в смысле, достаточно для получения всего, что может дать игра) заниматься играми нужно от 3х часов времени в день проводить в виртуальности. Это минимум – если вы где-то недосидели, то потом будете это наверстывать. Чем больше вы берете на себя игровых обязанностей – тем больше вы проводите в игре времени. Для примера: в некоторых кланах в игре Lineage2 требованием к приему является присутствие онлайн не менее 5 часов в день. И это не предел того, что можно тратить на игру.
Во-вторых, в играх очень много жизненно-неудовлетворенных личностей, считающих что: они неприкосновенны и святы/все вокруг уроды/их правда всегда правдивее любой другой правды/все им чего то должны (нужное подчеркнуть). Как следствие, общение иногда превращается в переход на личности и ругань. Причем описанные выше позитивные качества онлайн общения здесь оборачиваются негативом, если принимать близко к сердцу такие ситуации.
В-третьих, следует понимать, что онлайн – это отдельный мир и вселенная, которая живет по своим законам, и каждый игрок сам выставляет себе этические нормы. Поэтому следует быть осторожным, не доврять первым встречным, и помнить – даже если эта игра для вас стала вторым миром – главным его достоинством является возможность выйти из игры.

@музыка: Doro - My Majesty

@настроение: Кофе с утра - и можно жить

@темы: Он-лайн игры, Виртуальность