И при Луне нет мне покоя...
Немного личной философии.
Данная статья была написано некоторое время и является одной из не утерянных в следствии саботажа со стороны… в общем не важно… заметок, которую я решил сильно не редактировать, так как за это время не особенно нашел, что можно добавить к ней или убрать из нее.
"Отрицательный персонаж"
Александр "Дерд" гузелевич
Подпись в дневнике

Феномен привлекательности отрицательного персонажа - вещь интересная и занимательная. В данном описании, мы (ну т.е. я) постараемся(-юсь) ответить на ряд вопросов (более конечно поставленных перед самим собой, нежели перед современной наукой или обществом): зарождения виртуального образа злодея, "виртуальность" и ее связь с феноменом отрицательности, причины и следствия феномена (и способы их не путать), актуальность и прочие умные слова данного опуса.
Прошу заметить, что, как и во всех своих статьях, я веду строго псевдонаучные размышления, основывающиеся исключительно на личном опыте и опыте тех несчастных, коих я имел счастье называть своими приятелями и друзьями н-ное количество времени (вплоть до настоящего). Также прошу не обращать внимание на едкость замечаний, периодические сленговые слова и откровенное издевательство над научными концепциями.

Зарождение виртуального образа злодея.
"Я свободный и счастливый
Буду властвовать над миром
Энергичный и красивый
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля"
Колдун Зорлак "Мишки Гамми"

Виртуальный образ злодея, это отнюдь, как может показаться на первый взгляд, не образ виртуального злодея. И даже не стоит пытаться ставить между ними знак равенства. Если брать виртуальность в широком смысле этого слова (а не то, что под этим любят подрузамевать все кому не лень - т.е. компьютерные игры, такие вредные бла-бла-бла), то образ виртуального злодея начинается складываться в литературе очень давно. Ну примерно со сказок и легенд. Причем, согласитесь, никому из детей в голову представить себя Кащеем Бессмертным или Бабой Ягой не приходило (ну, я таких, по крайней мере не встречал). Соответственно вплоть до 20-го века злодеи были злодеями, герои героями, белое белым, черное черным. Но вот приходит век великих потрясений, мировых войн и прочее и прочее - и тут, примерно к середине века белое начинает стремительно сереть (а иногда даже чернеть), черное - белеть и т.д. К чему я это все? К тому наверно, что именно сдвигу в мышлении людей, и, как следствия выражению мыслей людьми мыслящими (простите за тафталогию) мы обязаны появлению злодеев "обеленных". Хотя, возможно, я ошибаюсь.
Широкое распространение виртуальных образов, как злодеев, так и героев способствовало, конечно, развитие кино. Где, как не здесь, родилось такое количество стереотипов, которое до сих пор живы в наших умах и, боюсь, будут жить в умах наших детей, внуков и т.д. и т.п. вплоть до конца света. Причем влиял на это преимущественно западный кинемотограф - в советской традиции до сих пор сохранилось потрясающее умение делать злодеев настолько злыми, что просто вот ну дальше некуда. И вот когда в стране советов боролись с антисоветскими элементами начиная с детства, в Голливуде рождались образы для подражания для всех "антисоциалов" - образы Дарта Вейдера, Джокера, Терминатора, ну и еще кого вспомните - я прям скажем от кино далек. Вполне можно проследить, почему эти образы стали популярны среди молодежи (на которую, в первую очередь и были направлены подобные фильмы) - панк-движение, хиппи-движение, антиправительственные выступления - рожденные, простите мне мой почти комунистический взгляд, у сытых американских детей в размышлениях о голодающих африки с помощью коммунистической же пропаганды. Под этим влиянем родились положительные персонажи - борцы за свободу, и отрицательные персонажи - во многом очень схожие с представлением молодежи о власти (и в произведениях зачастую законную власть и олицетворяющие). Недаром один из стереотипов, подмеченных журналистами-сатириками в заподном кинемотографе заключался в том, что герой - это всегда робче-крестьянин, талантливый от природы, но вырасшей в деревне/трущобах/отдаленных раенах, а злодей - хорошо образованный, богатый и т.д. аристократ. Таким образом, рождения виртуального образа злодея - могущественного, сильного, окруженного огромным количеством слуг, умного злодейской мыслью и обязательно с планом завоевать страну/мир/галактику (нужное подчеркнуть) случилось. Причем изначально популяризировать такой образ явно не собирались. Вряд ли профессор Толкиен мог предположить, что через пару десятилетий появится множество фанатов орков вообще и Саурона в частности, а российская фанатка напишет "Апологетику Мелькора" (название в оригинале "Черная книга Арды"). Почему же образ злодеев становится таким популярным? "За мной, дорогой читатель"(с).

Причины феномена отрицательности, …

"Родители меня не понимают
делают вид, что меня воситывают"
ДеЦЛ

Только советская школа и наука может отрицать неравенство учеников по внутресоциальному положению в школе и пытаться его искоренить. Социальное неравенство существовало, существует и будет существовать во всех социальных группах без исключение - школьный класс является тому печальным подтверждением. В классах обычно ломают психику (именно так, а как еще это назвать) наиболее отличающимся индвидам, наиболее пытающемся выделиться и отличится. Причем, в различных аспектах, занятием излома занимаюится как ученики так и учителя. Мы не будем рассматривать западную школу - хотя такие случаи, как уход из школы музыкантов группы Tokio Hotel из-за их постоянной "стигматизации", могут говорить о фактах, что данное явление характерно не только для советских и постсоветских школ (а может для западных он и более характерен). И пока наша родная наука изучает влияние индивидуальности и ставит вопрос о положительном или отрицательном характере индивидуальности школьников, школьников, проявивших индивидуальность в школе избивают, унижают и преследуют.
Мы не будем вдаваться в подробности психологических последствий данных деяний - оставим это нашим коллегам психологам. А мы обратим свое внимание на единственное естественное желание обиженных - отомстить.
Ремарка. Вы заметили, что школьная жизнь и "стигматизация" в ней - очень распространенный сюжет для музыкальных клипов всех жанров - "from pretty pop to heavy rock"(с) VH1. И обычно в клипах показывается отношение "объектов "стигматизации"" и способы мщения. Возьмем для сравнения два клипа: Paris Hilton (забыл название песни) и Lordi "Hard Rock Hallelujah" (может быть не совсем правильное написание последнего слова, не важно). В обоих клипах присутствует "стигматизированный" - в первом случае мальчик - фанат Пэрис Хилтон, во втором - девочка - фанатка Лорди. Не будем зацикливаться на гендерах - смотрим дальше. А именно на способы отмщения. Мальчик появляется вместе с Пэрис Хилтон в школе, и все просто ох... простите, обезумевают от его крутизны и падают в обморок. Девочка поднимает армию зомби с помощью любимой группы и вырезает обидчиков. Смысл ясен? Нет? Перевожу: в обоих случаях некто сильный помогает победить обидчиков в школе. Причем если представители попсового (простите металлический снобизм) движения в своей забитости обычно хотят всех поразить своей крутостью и стать лучше, то более "забитые" рокеры (к ним же металисты, рэперы, эмо и иже с ними) мечтают физически уничтожить обидчиков - часто с преминением крайней жестокости и извращенности.
А теперь возвращаемся к нашим баранам, в смысле к героям и злодеям. Смог бы герой убить обидчиков? Нет, он бы их перевоспитал, обратил бы на путь истинный добрым словом, т.е. пошел бы по более "попсовому" пути развития. Но вот в очередной раз получив подзатыльник, услышав за спиной шушуканье и презрительный смех, наш школьник понимает, что переубедить заблудших не получится - потому что они тупы и необразованы, потому что они - грязь (ну и так далее, здесь можно долго развивать мысль). Желания мести растет и начинается олицетворения себя со злодеем. Вот этот бы не сплоховал - он бы их и так, и этак, а эту бы еще и вот так, нечего смеятся. А поскольку злодеев нам Голливуд поставил хоть пруд пруди - у каждого найдется свой любимый, со своими любимыми привычками. Потом вступает в силу Апология злодеяний - видимо злодея тоже не понимали, тоже отринули и поэтому он стал таким. Значит плюнем на общество - и хорошо если только плюнем. Но об этом дальше...

... следствия отрицательности, и влияние компьютерных игр.

"Мальчик такой-то вошел в школу и убил своих одноклассников. перед этим он играл в ходилку-стрелялку"
Новость, "потрясшая общественность"

Мстит каждый по разному. Одни расстреливают одноклассников, другие кончают жизнь самоубийством, третьи начинают интересоваться оккультизмом. Затаенные обиды, олицетворение в себе образа злодея и постоянное нагнетание обстановки, вольное или не вольное вокруг себя - все это может по разному отражаться на поведении той или иной личности. Нас, в данном случае, как апологетов виртуального пространства, более интересует вопрос связи отрицательности и антисоциального поведения. Проведем простую линию - как это обычно делают после происшествий с подростками (самоубийства ли, убийства ли и т.д.)
"Играл в компьютерные игры (много смотрел боевиков/аниме/телевизор, читал запрещенную литературу) - стал груб с родителями и со сверстниками - стал агрессивен - совершил нечто нехорошее." "Отличный план"(с).
Теперь давайте рассматривать данные статьи более внимательно. Мы не будем затрагивать людей с явно выраженными психическими расстройствами. Поговорим о более или менее вменяемых.
Итак, начать цепочку следовало бы с вышесказанного - со стигматизации. И хорошо если это только стигматизация со стороны сверстников, хуже если учителей. В наше время многие родители, занятые всем чем угодно, но только не нуждами ребенка, не понимают важности своего влияния, не придают значения сказанным ребенку словам. "это же шутка" - пожимают они плечами. А от такой шутки подростки периодически вешаются. Но эт к слову. Значит начинаем со стигматизации... Или даже нет. Начинаем с индивидуальности.
Индивидуальность - это то, что отличает Человека Разумного Разумного от человека Разумного-коллективным-разумом. Эти два типа Homo Sapiens друг друга терпеть не могут, а поскольку вторых гораздо больше чем первых получаем мы обычно геноцид в чистом виде. Так вот, берем нашу индивидуальность, помещаем в коллектив - получаем процесс, описанный выше, и рождение феномена отрицательности. Далее у нас есть несколько путей.
1. Индвидуальность растворится в коллективе. Путь достаточно частый - ведь не каждый находит в себе силы бороться с общественным мнением насчет себя любимого. Не каждый получает удовольствие от ярких редких побед, которые опираются на способность сдерживаться при поражениях. Поэтому постепенно индивидуальность треться, треться, да и стирается.
2. Индивидуальность находит свой коллектив. Здесь два развития событий. Коллектив может быть группой индивидуальностей, где каждый по своему обременен отрицательностью. Такой коллектив свободен, его сдежривает взаимное уважение и интерес к взаимодействию более, нежели желание мести. И второй вариант - индивидуальность в поисках помощи попадет под влияние тоталитарного коллектива - нацистских кружков, религиозных сект и т.д. Там человеку объяснят, что во всем виноваты евреи/христиане/мусульмане/инопланетяне (нужное... ну понятно), сотрут индивидуальность и выстроят фанатика.
3. Месть в открытую - причем она более будет зависеть не от того, что индивидуальность олицетворяет себя со злодеем, а от влияния стигматизации - а отрицательность в этом случае - лишь защитная реакция.
Итого, наша цепочка должна выглядеть так:
Индивидуализация - стигматизация - поиск выхода - "отрицательность" - грубость со сверстниками и родителями - уход в виртуальность - усугубление отношений со сверстниками и родителями - 1/2/3. Теперь обратите внимание с какими этапами обычно предпочитают бороться. С 4-м и 6-м, находя их причинами всему. А первопричины, как впрочем и всегда, списываются на "переходный возраст", "у всех так было", "ничего, сам(а) разберется". Комментарии, как говорится, излишни.
В данном случае, компьютерные игры и виртуальные миры - способ найти круг общения, не более. А в наш век прогрессивного интернета это становится все более и более легким путем.

Актуальность и прочие умные слова.
"С точки зрения банальной эрудиций
каждый индивидуум, критически мотивирующий обстракцию..."
Популярная мозголомалка

За что люблю научные работы - так за обязательное описание актуальности, необходимости, научной значимости и т.д. и т.п. и т.д.б. ("так до бесконечности"). Обычно следует начинать так "В современном обществе, где...", особо подчеркивая инновации, НТР и быстрое социально-экономическое развитие. Затем можно написать "В этих условиях тема исследования актуальна..." - это кстати самая важная часть, потому что по ней собственно исследования и оценивают. И наконец "Цели..., задачи..., материал". К чему все это? Так, увлекся.
В завершении хотелось бы отметить, что при всей медлительности нашего современного научного потенциала, я надеюсь, в скором времени у нас перестанут путать причины со следствиями. А потому данная статья актуальна, так как, возможно, при ее прочтении кто-нибудь все же задумается о том, почему индивидуальностям в наш век более импонируют отрицательные персонажи, а в кино все более и более восхваляют героев сомнительной репутации. Насилие на экране и в играх - это тоже не причина, это более следствие. И очень бы хотелось, чтобы люди поняли, следствием чего оно является.

Alenterel, Лорд лунной цитадели

@музыка: Blacmore's Night - Diamonds and Rust

@настроение: Я устал, но остаюсь

@темы: виртуальность, воспитание, размышления